Обзоры

Праздничное богослужение, посвященное 100-летию учения ЕХВДА

Обзор события Праздничное богослужение, посвященное 100-летию учения ЕХВДА от 10.06.2012.
Организатор Церковь Евангельских Христиан в Духе Апостолов «Провозвестница» (Парголово)

10-12 июня в Санкт-Петербурге прошли праздничные богослужения, посвященные 100-летию учению Евангельских христиан в Духе Апостолов. Организатором мероприятия и принимающей стороной выступила петербургская церковь «Провозвестница».

На первом служении, которое проходило в зале «Созвездие» на ул. Просвещения, д. 99, собрались представители церквей Евангельских христиан в Духе Апостолов со всей России, Украины и Беларуси.

Праздничная программа началась с общей молитвы и музыкального благодарения, в исполнении хора церкви «Провозвестница».

Затем на сцену с приветственным словом вышли: пресвитер церкви «Провозвестница» Березкин Сергей Викторович и дьякон церкви Шатров Тимофей Васильевич. 

С проповедью по книге Иова на сцену вышел старший пресвитер церкви «Провозвестница» Шатров Василий Тимофеевич. Василий Тимофеевич указал на то, что друзья Иова имели неправильные представления о Боге и поэтому не могли говорить о Нем правильно, обясняя причину страданий Иова по-своему. Поэтому, Василий Тимофеевич призвал всех молиться, чтобы верно истолковывать Слово Божье.

Ответственный секретарь Объединения ЕХВДА Лобанов Илья Анатольевич кратко рассказал исторический путь появления церквей Евангельских христиан в Духе Апостолов на территории России, Украины и Беларуси.

«Почему мы говорим о столетии нашего братства? — объяснил Илья Анатольевич. — В свое время Московской церкви был выдан документ комитета по делам религии, в котором были приведены архивные данные, что община Евангельских христиан в Духе Апостолов действует с 1912 года».

Пресвитер церкви Нижнего Новгорода Кащеев Николай Иванович напомнил о том, что мы должны помнить о предшественниках и «подражать их подвигу».

Пресвитер церкви города Мосты (Беларусь, Гродненская область) Артимович Дмитрий Иванович попросил помнить о своих наставниках, так как Бог вел их трудной дорогой. Если бы не их смирение, многие сидящие в зале могли не услышать Евангелие.

Пресвитер церкви города Великие Луки (Псковская область) Савченков Андрей Леонидович процитировал слова 143-го псалма: «Блажен народ, у которого Господь есть Бог». Андрей Леонидович напомнил, что в этот день именно вера объединила всех присутствующих в зале.

Служение завершилось общей молитвой.

 

Краткая история возникновения Евангельских христиан в Духе Апостолов (информация и фото взяты с сайта ЕХвДА).

Евангельские христиане в Духе Апостолов (далее ЕХДА) являются самостоятельным направлением среди евангельского христианства в России. Учение ЕХДА в России связано с именами Николая Петровича Смородина и Александра Ивановича Иванова, которые были известными проповедниками Евангелия в России в начале XX в.

 Н.П. Смородин                                                                             А.И. Иванов

    

А.И. Иванов был пресвитером общины евангельских христиан в г. Выборге, где в 1909 г. также уверовал офицер царской армии Н.П. Смородин. Эта община входила в союз евангельских христиан Ивана Степановича Проханова.

И.С. Проханов


Однако, в 1908-09 гг. Выборг посетили норвежец Томас Барат и швед Леви Петрус, они проповедовали крещение Духом Святым со знамением иных языков и Иванов со Смородиным приняли эту евангельскую истину. Вместе с тем Проханов был не согласен с таким учением, поэтому Иванов и Смородин перешли к созданию отдельных общин на территории Российской империи. Среди них были крупные общины в Москве, Санкт-Петербурге, Выборге, Гельсингфорсе, Тверской губернии. 

В 1914 — 1915 гг. в Россию прибыл Андрей Давидович Уршан, который познакомил Смородина с учением о Едином Боге (Иванов находился в ссылке в Удмуртии). Таким образом, были приняты основы учения ЕХДА, остающиеся важными до нынешнего времени.

А.Д. Уршан

Смородин и Иванов рукоположили многих служителей по всем местам, где были верующие в Единого Бога, общины росли вплоть до 20-х гг. Учение распространилось в Белоруссию, Украину, Польшу, Германию, Латинскую Америку. После принятия закона 1929 г. «О религиозных культах» положение изменилось: верующие, наряду с другими конфессиями, подверглись гонениям. Н.П. Смородин окончил жизнь в лагере в 1953 г. (посмертно реабилитирован).

Верующие в г. Мосты со служителем П.П. Пецевичем. Дом молитвы в 50-х годах во время репрессий был закрыт и разобран властями

В 50–60-е гг. вышедшие из тюрем служители восстановили церковную жизнь. Стали возрождаться общины, появилась возможность регистрировать церкви, так как представителем ЕХДА в ВСЕХБ был направлен Петр Климентьевич Шатров. Вопрос о взаимоотношениях с государством и юридического признания братства рассматривался как необходимый. Так регистрацию получили общины в Великих Луках (Я.И. Арбузов, А.Л. Шатров), Торопце (А.Н. Бакунов). В конце 70-х гг. в г. Ленинграде автономно от баптистов была зарегистрирована община ЕХДА, таким образом, юридически было признано существование такого евангельского направления в России.

На сегодняшний день церкви ЕХДА продолжают процесс юридического оформления в соответствии с законами РФ. Существующее каноническое единство подкрепляется решением братства о создании централизованной религиозной организации «Объединение церквей евангельских христиан в Духе Апостолов».

 

Из книги Александра Климентьевича Шатрова «Евангельские христиане в Духе Апостолов» о деятельности церкви в Санкт-Петербурге.

Петроградская община была официально зарегистрирована в 1918 г. До 1934 года старшим пресвитером был Александр Иванович Иванов. После его смерти служение совершал Михаил Иванович Соболев, бывший при Иванове разъездным служителем. В тридцатые годы многие члены общины были репрессированы, официальные собрания были запрещены, молитвенный дом — закрыт. Собрания проводились нелегально, небольшими группами, по квартирам.

В 1952 году Господь послал в Ленинград Климентия Яковлевича Шатрова для восстановления служения.

В 1955 году Василием Артемьевичем Сухоруковым и Михаилом Ивановичем Соболевым был рукоположен на служение Петр Климентьевич Шатров. При служении Петра Климентьевича многие из баптистов и пятидесятников, исповедующих Бога в трех лицах, познали Господа как Единого Бога и приняли крещение во имя Иисуса Христа. При пресвитерах Михаиле Акимовиче Орлове, и позднее Анатолии Николаевиче Кирюханцеве, кроме своего служения, проводили совместные служения с евангельскими христианами баптистами.

При Орлове было составлено Ленинградское соглашение, в котором было оговорено проведение совместных богослужений, не навязывая друг другу своих взглядов. Если член той или иной стороны не желает слушать мнение противной стороны — не нужно об этом говорить, а если кто спрашивает — то одна и вторая сторона могла свободно излагать свои взгляды в личных беседах. При Кирюханцеве мы договорились о совместной проповеди. Желающие креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа — крестятся в баптистерии, желающие креститься во имя Господа Иисуса Христа — мы крестим там, где сочтем нужным. Обычно наши крещения происходили за городом, обязательно в открытых водоемах.

В конце 50-х годов в Ленинграде состоялась встреча наших служителей и старших братьев из поместных церквей Северо-Западного региона. На этой встрече присутствовали: Шатров Петр Климентьевич (г. Ленинград), Арбузов Яков Иванович (г. Великие Луки), Круглов Василий Николаевич (г. Калинин), Бакунов Александр Никитич (Торопец) и старшие братья этих церквей. Обсуждался вопрос об обращении в совет по делам религий, через А.И. Кирюханцева и А.В. Карева, генерального секретаря евангельских христиан баптистов, о разрешении на права разъездного служителя по Северо-Западному региону. По общему решению и с молитвой была намечена кандидатура Петра Климентьевича. <...>

Слева на право: П.К. Шатров, Н.С. Полинский, В.Н. Кочнов (снимок сделан в г. Мосты)

Петру Климентьевичу было предложено переехать в Москву. Прежде чем уехать, он попросил служителей из Эстонии брат Каева и Пальмисте рукоположить вместо себя, как было открыто Господом, Дмитрия Леонтьевича Шатрова и Василия Тимофеевича Шатрова. Рукоположение происходило в Таллине в присутствии Таллинской церкви и многих братьев и сестер из Ленинграда, этим двум служителям давались равные права. <...>

В 1976 году появилась возможность зарегистрировать общину автономно от всех союзов как церковь Евангельских христиан в Духе Апостолов. В конце 1979 года был приобретен на окраине города, в Парголово, дом и зарегистрирован как Дом молитвы. И поныне в нем совершается служение.

Подробный фотоотчёт о мероприятии

image

Встречи с участием Джоша Макдауэлла

Встречи с участием Джоша Макдауэлла
image

Конференция «Религиозная ситуация на Северо-Западе: проблемы социокультурных идентичностей»

9-10 марта прошла в Санкт-Петербурге.
image

Презентация в канун Нового года справочника «Религии России. Календарь-справочник на 2016 год»

На встречу пришли около 50 человек, те, кому интересны, государственно-конфессиональные взаимоотношения: религиоведы, ученые, журналисты, представители общественных и религиозных организаций, студенты, писатели.
image

Конференция «Построение взаимоотношений»

Серьезные вопросы и неудобные ответы. Такой характер носила конференция «Построение отношений».
image

Всероссийская научно-практическая конференция посвященная 70-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Всероссийская научно-практическая конференция посвященная 70-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.
image

Христианское образование в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Христианское образование в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
image

Пресс-конференция в Институте региональной прессы по вопросам религии

Пресс-конференция в Институте региональной прессы по вопросам религии
image

Презентация юбилейной книги «Религии России. Календарь 2015»

Презентация юбилейной книги «Религии России. Календарь 2015»
image

Креативный форум «Молись. Мечтай. Твори»

Креативный форум «Молись. Мечтай. Твори»
image

Женская конференция «Дороже жемчуга»

Женская конференция «Дороже жемчуга»