Концерты музыкантов Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии
Обзор события Органные концерты в храме Святой Марии в июне от 12.06.2012.Организатор Евангелическо-лютеранская Церковь Святой Марии
Статьи публикуются со ссылкой на пресс-службу Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии.
21 июня в кафедральном соборе Церкви Ингрии (Евангелическо-лютеранская церковь Святой Марии) состоялась презентация диска музыки эпохи барокко, записанного главным кантором Мариной Вяйзя и солисткой Еленой Еремеевой (меццо-сопрано).
Музыкальное творчество Марины Вяйзя и Елены Еремеевой хорошо знакомо петербуржцам по многочисленным концертам.
Лауреат международных и всероссийских конкурсов, солистка камерного музыкального театра «Санкт-Петербургъ Опера» Елена Еремеева (меццо-сопрано) рассказала после презентации диска, что солистам петь под аккомпанемент органа доводится нечасто. Она поделилась радостью от участия в подготовке нового диска совместно с Мариной Вяйзя: «Голос органа уникальный, он увлекает за собой солиста и касается души слушателей, очищает изнутри».
Кантор лютеранской церкви святой Марии Марина Вяйзя постоянно концертирует в Петербурге и в Финляндии. В её планах познакомить слушателей с органными произведениями менее известными, чем музыка И.С.Баха.
Будучи ведущим кантором Церкви Ингрии, Марина Вяйзя уверена, что органная музыка и, в частности, новый диск духовной музыки будут приобщать новых прихожан к Церкви и её жизни.
В программе музыкального вечера прозвучали произведения А. Вивальди, Г.Ф. Генделя, Г. Муффата, Н. Брунса, И.С. Баха, составляющие основу нового диска.
Приобрести диск можно в церкви святой Марии (адрес: Санкт-Петербург, ул. Большая Конюшенная, 8).
Материал предоставила Тууликки Вилхунен.
23 июня в Выборге, в Приходе Свв. Петра и Павла, состоялся очередной концерт музыкантов Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии.
В концерте приняли участие: лауреат международных конкурсов Ирина Вавилова (Приход г. Пушкина), Ирина Козлова (Приход Св. Георгия, Колтуши; Приход Св. Марии, Санкт-Петербург), Марина Кувшинова (Приход Свв. Петра и Павла, Выборг), Дарья Шкурлятьева (Приход Свв. Петра и Павла, Москва). Основу программы составили произведения эпохи барокко — сочинения Д. Букстехуде, Г. Ф. Телемана, И. С. Баха для органа, блокфлейт, виолы да гамба. Также прозвучали романтические сочинения Ф. Мендельсона и И. Брамса.
Доброй традицией выборгских концертов стало чтение библейских эпиграфов перед произведениями, написанными на духовные тексты. Диакон Дмитрий Розет рассказал об истории некоторых хоралов, к которым обратился И. С. Бах при составлении своей «Органной книжечки», прочитал тексты из Книги псалмов и из Евангелия от Иоанна. В канун Рождества Иоанна Крестителя слова Предтечи, указывающие на Спасителя («Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира») особым образом отзывались в сердце, а хоральная прелюдия И. С. Баха «O Lamm Gottes unschuldig» («Невинный Агнец Божий») дала возможность поразмышлять над ними, осознать их глубину.
Выборг — город с богатыми лютеранскими музыкальными традициями. В 1893 г. Эмиль Сивори, выпускник Лейпцигской Консерватории, основал здесь Школу канторов и органистов. Обучение было четырехгодичным, учебный план охватывал восемь крупных тематических блоков: теология, постановка голоса и сольное пение, вокальный ансамбль и хоровое пение, управление певческим коллективом и вокальная педагогика, музыкальная теория и инструментальное исполнительство, фортепианное исполнительство, органное исполнительство, настройка органа и уход за ним. Позднее Школа канторов и органистов была преобразована в Училище церковной музыки. За период с 1893 г. по 1940 г. Выборгская Школа канторов и органистов и Выборгское Училище церковной музыки подготовили боле тысячи церковных музыкантов.
Было бы исторически оправдано, если бы Выборг стал местом регулярных встреч музыкантов Церкви Ингрии, а также местом проведения регулярных музыкально-литургические семинаров и мастер-классов. Надежда на выборгский музыкально-литургический Ренессанс звучит и в словах диакона Выборгского Прихода Дмитрия Розета:
«Выборг — средневековый город, исторический город. Он находится на стыке финской, шведской, русской, немецкой культур, и каждая из культур, каждая из конфессиональных традиций принесла что-то свое в музыкальную жизнь Выборга. Очень бы хотелось, чтобы это наследие, которое на протяжении многих веков было достоянием, величайшей ценностью церковной жизни выборгских верующих, выборгских христиан, в полной мере было возрождено и восстановлено, чтобы люди имели возможность постоянно, на каждом Богослужении, каждое воскресенье и даже в будние дни недели, между Богослужениями, иметь доступ к этим невероятным богатствам христианского музыкального наследия. И я очень надеюсь, что потребуется не так много времени для того, чтобы эти богатства к нам вернулись. Я очень надеюсь, что мы сможем начать служить исторические литургии, которые были написаны много веков назад и которые составляют огромное достояние лютеранской церкви, что мы снова начнем петь те гимны, которые мы уже начали забывать, что мы снова вернем традицию григорианского пения, что воспитаем новое поколение канторов и музыкально образованных пасторов, которые смогут не просто повторять те вещи, которые унаследовали от поколений прошлого, но и приумножать это наследие, сумеют передать сам дух лютеранского, христианского поклонения, сам дух Евангелия Христова будущим поколениям людей».
Материал подготовила Дарья Шкурлятьева, хормейстер Прихода Свв. Петра и Павла, г. Москва.