Встреча поклонников творчества Клайва Льюиса
Обзор события Встреча поклонников Льюиса в Петербурге от 21.05.2012.Организатор Клуб любителей творчества Клайва Льюиса
21 мая в Петербурге прошла очередная встреча поклонников творчества Клайва Льюиса. Пришло гораздо меньше людей, чем планировали организаторы. Но как обычно на таких встречах бывает, без душевной атмосферы и новых знакомств не обошлось. Клуб поклонников писателя Клайва Льюиса — это не официальная организация, это сообщество с похожими интересами. Среди любителей творчества Льюиса есть молодежь. Некоторые из них называют себя нарнийцами по названию детской книги К. Льюиса «Хроники Нарнии». Они часто берут себе псевдонимы из мира Нарнии и таким образом общаются в соцсетях и на форумах. Есть в клубе и те, кто находится под впечатлением от его богословских трактатов или фантастических романов и предпочитают общению в чате — живое, за чашечкой кофе. Все эти люди — разных возрастов, профессий и мировоззрений. Первая встреча состоялась в феврале 2010 года, тогда компании поклонников Льюиса любезно предоставил аудиторию Санкт-Петербургский христианский университет.
Февраль, 2010 год
А в этот раз встреча проходила в кафе.
Справка: Клайв Стейплз Льюис (англ. Clive Staples Lewis; 29 ноября 1898, Белфаст, Великобритания — 22 ноября 1963, Оксфорд, Великобритания). Английский и ирландский писатель, учёный и богослов. Известен своими работами по средневековой литературе и христианской апологетике («Просто христианство» / Mere Christianity, 1952; «Письма Баламута» / The Screwtape Letters, 1942; «Размышления о псалмах» / Reflections on the Psalms, 1958 и др.), а также художественными произведениями в жанре фэнтези («Хроники Нарнии» / The Chronicles of Narnia,
1949-1954 и др.). Один из видных представителей Оксфордской литературной группы «Инклингов».
Итак, когда же участники встречи впервые познакомились с творчеством Льюиса?
Павел: Первый раз мне Льюис попал в виде трехтомника «Хроник Нарнии». Пока я ее не дочитал до конца — не успокоился. А после начал интересоваться другими его произведениями. Сейчас я уже прочел «Пока мы лиц не обрели», «Кружной путь» и «Просто христианство». Когда читаешь, понимаешь, что такое не придумать, это нужно прожить, в этих произведениях прослеживается судьба человека.
Зоя: Началось все в третьем классе, когда на какой-то школьной ярмарке мне попались два журнала под названием «Кважды-ква». В одном из номеров была опубликована первая глава «Племянник чародея», содержание главы меня так восхитило, что мне стало интересно, где найти продолжение. И только года через два я нашла эти книги в библиотеке, и получилось это совершенно случайно. Я искала себе какую-то сказку и взгляд упал на эту книгу, посмотрела содержание — точно она! Потом лет в четырнадцать у меня началось увлечение «Властелином колец», и вторая волна обращения к «Хроникам» пришла только когда вышла экранизация первого фильма.
Павел: Когда я впервые прочитал «Хроники Нарнии» мне не захотелось бегать с мечом. Мне захотелось таких же дружеских отношений, какие описаны в книге. Они похожи на отношения в книге Толкина «Властелин колец».
ХА: Реально ли найти такие отношения на земле?
Павел: Да. Это происходит, когда люди посвящают себя чему-то важному, светлому.
ХА: Чему?
Павел: Богу.
ХА: Из этого рождается вопрос, все ли поклонники творчества Льюиса — верующие люди?
Павел: Мне кажется, это то же самое, что и поклонники и не поклонники Священного Писания. Не зря говорят, что «Хроники Нарнии» — это Библия для детей. Это не детская интерпретация с мультяшным Моисеем, но это серьезная книга об очень важных вещах. Льюис предоставил человеку возможность довериться Льву и понять, что он творец не только Нарнии. У каждого читающего, по крайне мере, есть шанс поверить в это или нет.
Зоя: Я себя верующим человеком не считаю, в общепринятом понимании, в церковь не хожу и вряд ли пойду. Но меня можно назвать верующей, потому что я верю в какую-то силу, которая есть над нами, и она, возможно, не следит за каждым нашим шагом, но как-то определяет нашу судьбу. С серьезной позиции я стала воспринимать «Хроники Нарнии» в более зрелом возрасте, и мне гораздо проще поверить в такую силу, если она будет в облике Льва. Он мне ближе всего.
Справка: А́слан — в переводе с тюркского означает «лев». Во время свой поездки в Османскую империю Льюис остался под впечатлением от охраны султана, которая называлась Аслан по причине верности и храбрости. Образ льва Льюис выбрал, так как он является символом колена Иудина, из которого происходят все еврейские цари и, следовательно, мессия.
«...Имя я взял из „Тысячи и одной ночи“. Так по-тюркски будет „лев“. Сам я произношу Аслан. Разумеется, я имел в виду Льва из колена Иудина (Откр.5:5)...» (Отрывок из письма Клайва Льюиса к Кэрол, 22 января 1952 г.)
Мы провели небольшое исследование в социальных сетях. ВКонтакте есть группа, посвященная Клайву Льюису.
Опрос № 1. Вы верующий человек? (Не забываем, что опрашивались непосредственно поклонники творчества Льюиса).
Участие в первом опросе принял 371 человек. Из них:
337 ответили — «Да»
14 ответили — «Нет»
20 — затруднились ответить
Опрос № 2. В каком возрасте состоялось ваше знакомство с творчеством Льюиса?
Участие во втором опросе приняло 384 человека. Из них:
79 — «До 12 лет»
84 — «С 12 до 16»
123 — «С 16 до 23»
78 — «С 23 до 35»
16 — «После 35 лет»
И 4 человека не вспомнили, когда у них произошло знакомство с Льюисом.
Опрос № 3. «Хроники Нарнии» изменили ваше мировоззрение?
Участие во втором опросе приняло 333 человека. Из них:
57 ответили — «Да»
182 ответили — «Скорее утвердили в чем-то»
37 ответили — «Нет, просто добрые воспоминания из детства»
19 ответили — «К сожалению, пока не читал (-а)»
29 ответили — «Мне больше нравятся другие его произведения»
И 9 человек выбрали «Свой вариант» ответа.
Интересны комментарии к последнему опросу:
Ольга: «Кардинально изменили».
Александр: «Нет, но все равно я считаю „Хроники“ очень хорошей и главное христианской сказкой, не только для детей, но и для взрослых. Я сам почерпнул из них несколько мудрых мыслей. А мировоззрение никак не поменяли».
Елена: «Так и не смогла прочитать».
Ирина: «Они его сформировали. Не единственные, конечно, я всё же очень многое в детстве читала, но „Хроники“ были одними из любимых».
Ксения: «„Хроники“ читала в детстве, особого мировоззрения в ту пору не было, но параллели с Евангелием все равно обнаружила. В более зрелом возрасте „утвердили в чем-то“, оставаясь одним из любимейших произведений».
Дана: «Меня все его произведения утверждают и поражают... Но „Хроники“ были первыми».
Карина: «Утвердили не „Хроники“, а христианские трактаты его».
Леонид: «Первые Хроники, которые я прочел, произвели довольно смутное впечатление и скорее насторожили, чем понравились. Полюбил после трактатов и статей. Потом уже и в „Хроники“ врубился. Годам к 20».
Подводя итоги нашего исследования, мы можем сказать, что в основном читатели Льюиса — верующие христиане. Большинство знакомится с творчеством писателя в зрелом юношеском возрасте. И если ранее книга читалась ими в детстве, то позже перечитывая, или вспоминая сюжет, они понимают, что «Хроники Нарнии» имеют прямые отсылки к библейской истории. Кто-то продолжает исследовать «взрослые» работы Льюиса, а кто-то останавливается на образе Льва и мире Нарнии.
Встреча подошла к концу, Зоя ушла пораньше, все ждали Леню — одного из основателей клуба, но пришла Яна. С ней и с Павлом мы говорили о разных течениях в христианстве, спорили о том, к чему же все-таки ближе англиканство (Льюис был англиканином) — к католичеству, протестантизму, или в нем есть что-то от православия. В итоге пришли к выводу, что основа нашей веры — Христос, а христианам надо стремиться искать общее с другими конфессиями. Это поможет сплотиться друг с другом, а выяснения, кто наиболее точно трактует Писание, сеют раздор и ненависть к своим же.