Христианское образование
Обзоры

Семинар «Открытие»

Обзор события Семинар «Открытие» в СПбХУ от соавтора учебника «Основы православия» от 13.10.2011.
Организатор Санкт-Петербургский христианский университет

13 октября в здании Санкт-Петербургского христианского университета прошел семинар на тему «Разумное, научно-историческое основание христианской веры». Лекцию подготовил и прочел Олег Владиславович Воскресенский, филолог, магистр богословия, аспирант Института теории и истории педагогики РАО (Москва), соавтор готовящегося к изданию школьного учебника по «Основам православной культуры».

Каждому участнику семинара ведущий подарил диск с презентацией, первый слайд которой начинается с описания программы: «Семинар „Открытие“ посвящён теме разумного, научно-исторического основания христианской веры. Его материалы основаны на научном опыте и духовном пути учёных, пришедших к вере в Бога и утвердившихся в ней, исследуя научные факты и исторические свидетельства об Иисусе Христе».

«Открытие» — это открытие веры в Бога. С самого начала автор обращает внимание, что любой человек на земле рано или поздно задумывается о существовании Творца и приводит пример изречений различных поэтов и писателей, философов и ученых. Затем он ставит вопрос о том, что в мире все должно иметь свое предназначение и приводит в пример различные философские направления, которые отрицают бытие Создателя. В итоге мы получаем победу смерти над существом. Но если представить, что мир был сотворен, то мы можем поискать следы этого процесса и обнаружить послание самого Творца людям. Автор обращает внимание слушателей на то, что именно в христианстве без помощи пророков и каких-либо посредников Бог явился в мир как Человек по имени Иисус Христос. И далее приводит в пример научные факты, которые доказывают историческую достоверность о существовании Иисуса Христа 2000 лет назад.



Особенностью программы является то, что автор не заставляет нас безоговорочно поверить в то, что он говорит. Но предоставляет такую информацию и доказательства, которые дают переосмыслить верующему человеку его мировоззрение и помогают грамотно обосновать свои убеждения. А для неверующего семинар станет хорошей возможностью познакомиться с научным обоснованием христианской веры.

После семинара слушатели с интересом задавали вопросы, которые касались как учебного курса «Основы православной культуры», так и опыта проведения подобных семинаров в других городах.

Скачать семинар в формате mp3


Олег Владиславович согласился дать нашему порталу интервью.





— Расскажите поподробнее о миссии «В поисках веры», в чем заключается ее деятельность?

— Миссия существует уже более 30 лет в США, а последние 5-6 лет стала международной. Ее лозунгом является «Проповедь Евангелия во свидетельство всем народам во всем мире». То есть мы знакомим наших слушателей со свидетельством в пользу христианской веры. Мы не занимаемся апологетикой как таковой, это скорее прикладная апологетика, мы даем основания для разумного, ответственного, личного и осведомленного выбора людей, которые стоят перед вопросом веры. Предоставляем свидетельства, факты исторической науки, археологии, свидетельства рукописей и так далее.

— Как создавалась программа семинара «Открытие»?

— Программа основана на личном свидетельстве одного человека. Ученого, доктора биологических наук, американца, Дона Байерли. Поначалу он скептически относился к христианской вере, он был воспитан в атеистическом миропонимании. Его жена предложила ему познакомиться с научными предпосылками в пользу христианской веры и он прошел путь, который известен как «путь Клайва Льюиса»: путь знакомства и приобщения к вере через свидетельство исторической науки. Анализ фактов истории и историографии он изложил в книге и в презентации, которую он изначально и составил. Я ее не только перевел, но и значительно переработал. Я ее сделал «нашей», это касается в первую очередь источников, на которые ссылается автор. Чтобы люди, знакомящиеся с этим материалом, могли проверить и могли обратиться к тем исследованиям, которые проводили российские ученые, не считавших веру противоречащей свидетельствам науки. И в течение нескольких лет, поскольку я провожу лекции в светских аудиториях, мне пришлось провести дополнительный труд, привести программу к тем академическим стандартам, которым должен соответствовать учебный курс. Эту программу я «обкатал» на вполне солидных аудиториях: учебных и исследовательских, выслушал множество замечаний и сделал множество изменений, которые, на мой взгляд, делают этот учебный курс солидным и позволяют мне проводить его в различных светских учреждениях.

— Какие слушатели обычно приходят к вам на семинар?

— Разные. Конечно, если это учебное заведение, то это в основном молодежь. Если это курсы повышения квалификации, академии постдипломного образования — то это, наоборот, учителя опытные со своим преподавательским или исследовательским опытом, поэтому возрастной разброс очень велик. Но, так или иначе, это люди заинтересованные в вопросах веры. Мне всегда радостно делиться своим свидетельством с ними.

— Какие вопросы чаще всего задают?

— Из вопросов технического плана меня спрашивают, откуда я взял этот материал, где можно проверить ссылку, где можно прочесть материал в его контексте или знаком ли я с дискуссией по поводу того или иного факта. Ну а вопрос, который я чаще всего слышу после встреч, и который меня больше всего радует: «И что же мне теперь с этим делать?» То есть люди понимают, что это не просто академическое знание, оно вероятней всего приведет к глубочайшим жизненным изменениям, но, чтобы ответить, мне часто недостает времени. Поэтому желающих услышать развернутый ответ на этот вопрос я адресую (стараюсь заблаговременно узнавать о такой возможности) в местные приходы, общины или духовные учебные заведения, в которых слушатель мог бы получить дальнейшее руководство. И конечно даю свой электронный адрес, многие мне пишут, а я стараюсь их как-то консультировать.

— Как вы относитесь к тому, что в российских школах до сих пор преподают теорию Дарвина без права выбора?

— Это, на мой взгляд, серьезный недостаток учебной системы, это сужает выбор и не дает современному мыслящему человеку полного опыта, которое накопило человечество в освоении действительности. Я надеюсь, это будет меняться и усилиями со стороны родителей и инициативой детей и, конечно же, преподавателями. Дело в том, что долгое время существовал стереотип, что если ты человек верующий, то не можешь быть серьезным физиком, биологом или математиком. Поэтому в школьной среде недопустимо такое «мракобесие», как библейская теория о сотворении мира. Это конечно и пережиток нашего атеистического прошлого, поэтому нам нужно учиться быть цивилизованной страной и быть открытым к разным теориям.

— Вы причисляете себя к какой-то конфессии?

— Да, я православный христианин.

— Как пришли к вере?

— Это был длительный путь, я вырос в семье, в которой очень много говорили о культурных и нравственных ценностях. Всегда в разговорах с моими родителями, на чем эти ценности основаны, кроме теории всеобщего согласия, которая не звучала убедительной для меня, я ничего не слышал. Я долго искал, почему и перед кем свой моральный выбор я совершаю. После в более зрелом возрасте, когда я ухаживал за своей будущей женой, как и все влюбленные, следовал за ней везде, а она ходила в православную церковь. И надо отметить, что она приобщила меня к особенной церкви в Москве, богослужение в ней проводилось на русском, а не на церковнославянском языке. Такая атмосфера располагала к вопросам и ответам по поводу того, а что это собственно мы сейчас произносим. Через свидетельство жены и через церковную среду я постепенно пришел к осознанию Божьей воли, присутствию Духа Святого вокруг и во мне, и в каждом шаге, который я совершал в жизни.

— На вашем веку были эволюционисты , которые перешли в ряды креационистов?

— Что их много, я не скажу, но я знаю таких людей. Помню самого себя, так как меня в свое время теория эволюции вполне устраивала.

— У вас есть любимые апологеты?

— Клайв Льюис — один из моих любимых авторов, и, наверное, его можно назвать и апологетом. Мне очень нравятся современные авторы: Ли Стробел (http://en.wikipedia.org/wiki/Lee_Strobel) — журналист, большая часть того, что он пишет — это интервью специалистов. И его способность задавать вопросы жестко, но политкорректно, меня очень радует, я люблю читать его книги.

— Расскажите поподробнее о школьном учебном курсе «Основы православной культуры», к которому вы имеете непосредственное отношение.

— Это курс или новая образовательная область, которая вводится в систему российского школьного образования. Вводится пока в пятом классе, но постепенно будут вводиться и другие программы. Дело в том, что почти 20 лет назад были приняты новые образовательные стандарты, и в них целиком и полностью отсутствовал духовно-нравственный аспект. Идея была такая, что при советской власти мы жили за железным занавесом, нам не хватало информации. И вот эти ворота открыты, теперь главное предоставить нашим учащимся как можно больше знаний, они сделают их свободными, добрыми, честными, любящими. Двадцать лет школьная система следовала этим стандартам, и по многим показателям выпускники российских школ превосходят тех же американцев. Однако школьники не стали ни добрее, ни честнее, коррупция — царствует и воспринимается не как порок, а как явление природы. Как выяснилось, нравственные основы и духовные ценности сами по себе эволюционно до человека не дойдут, а без них он превращается в высокоразвитого, образованного и информированного примата, и живет по законам джунглей. Спустя 20 лет, с принятием новым стандартов образования, в которые вводится этот духовно-нравственный компонент, мы приходим к осознанию того, что все-таки надо жить как люди, для этого надо опыт духовного общения и Божественного откровения, которое накопило человечество, передавать друг другу, и делать это нужно систематически, на хорошем академическом уровне. В рамки курса «Основы религиозных культур и светской этики» входят пять модулей на выбор родителей: христианство, ислам, буддизм, иудаизм и обзорная программа по всем религиям (модуль «светская этика» еще под вопросом). Мое участие заключается в написании некоторых материалов, разработке уроков и пособия для учителей. Первый учебник вышел в прошлом году, по некоторым показателям он не соответствует стандартам педагогической науки, с богословской точки зрения он точно выверен, но педагогам с ним трудно работать. И я надеюсь, что тот учебник, в котором я принимал участие, будет более выдержан и даст возможность учителям эффективно работать по этой программе.

— Как в учебнике представлен вопрос разных христианских деноминаций? Россию можно назвать многоконфессиональной страной.

— Я надеюсь, что те материалы, в разработке которых я принимал участие, были выдержаны в межконфессиональном равновесии, речь в них шла о разных церковных традициях внутри христианства. Понятно, что я работал только над христианским модулем. Мне кажется, что мы не старались отдавать предпочтение той или иной конфессии, а представлять их по возможности честно, хотя, конечно, не вдавались в детали каждой из них. Говорили в основном о том, что объединяет христиан, о ценностях, которые являются общими для христианского мировоззрения. Я надеюсь, что учителя смогут работать с этим материалом, это не жесткая программа, которую нужно просто зачитывать, но к ней можно подойти вполне творчески. Верю, что найдутся люди, призванные от Бога к этому труду, которые воспользуются тем, что правительство позволило открыто говорить на эту тему.

Подробный фотоотчёт о мероприятии

image

Встречи с участием Джоша Макдауэлла

Встречи с участием Джоша Макдауэлла
image

Конференция «Религиозная ситуация на Северо-Западе: проблемы социокультурных идентичностей»

9-10 марта прошла в Санкт-Петербурге.
image

Презентация в канун Нового года справочника «Религии России. Календарь-справочник на 2016 год»

На встречу пришли около 50 человек, те, кому интересны, государственно-конфессиональные взаимоотношения: религиоведы, ученые, журналисты, представители общественных и религиозных организаций, студенты, писатели.
image

Конференция «Построение взаимоотношений»

Серьезные вопросы и неудобные ответы. Такой характер носила конференция «Построение отношений».
image

Всероссийская научно-практическая конференция посвященная 70-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Всероссийская научно-практическая конференция посвященная 70-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.
image

Христианское образование в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Христианское образование в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
image

Пресс-конференция в Институте региональной прессы по вопросам религии

Пресс-конференция в Институте региональной прессы по вопросам религии
image

Презентация юбилейной книги «Религии России. Календарь 2015»

Презентация юбилейной книги «Религии России. Календарь 2015»
image

Креативный форум «Молись. Мечтай. Твори»

Креативный форум «Молись. Мечтай. Твори»
image

Женская конференция «Дороже жемчуга»

Женская конференция «Дороже жемчуга»