Международная научно-богословская конференция «Дух Святой: история, богословие, практика»
Обзор события Международная научно-богословская конференция «Дух Святой: история, богословие, практика» от 21.04.2014.Организатор Санкт-Петербургский христианский университет
21 и 22 апреля в Санкт-Петербургском Христианском Университете прошла ежегодная международная научно-богословская конференция. Тема этого года - «Дух Святой: история, богословие, практика».
Открыл конференцию представитель Университета Йены (Германия) Фолькер Рабинс с докладом «We have received the Spirit of God": Interpreting Early Christian Accounts of Spirit-Experiences». В своем докладе мистер Рабинс отметил разницу между догмой и опытом, личным переживанием. Прозвучало, что опыт зависит от толкования, интерпретации. То что человек ожидает зачастую становится частью переживаемого опыта. В опыте должны отражаться конкретные человеческие переживания. Сила полученная свыше, которая имела место в церквях, приводит людей в состояние близости друг к другу и к Богу, ее можно почувствовать. Религиозный опыт или отдельные моменты религиозного опыта и переживания интерпретировались на фоне библейских пророчеств и переживаний. Позже они были развиты в догмы. Опыт мог вдохновить на учение, а с другой стороны учение могло исправить переживания. Именно общинный момент переживания Духа Святого может иметь влияние в наше время глобализации и постмодернизма, когда люди хотят ощутить опыт сопереживания, закончил свой доклад Фолькер Рабинс.
В докладе ректора Теологической Семинарии Евангелическо-Лютеранской Церкви Тихомирова Антона Владимировича «Дух Слова. Учения о Святом Духе у Мартина Лютера и в лютеранстве» раскрывалась важность Слова в учении Мартина Лютера. Только Внешнее Слово у Лютера имеет сотериологическое значение, только возвещаемое Слово становится реальностью, как в прощении кого-то, так и в любом ином деле. Спасение дается нам только в Слове Благовестия и в слушании Слова. Вера в прощение Божье не может быть результатом моего переживания, размышлений. Убежденность дается со стороны внешней инстанции, независимо от моего состояния. Поэтому Писание, независимое от обстоятельств, имеет внешнее воздействие. Однако внешнее может остаться непринятым и непонятым, как например прощение может вызвать даже раздражение у оппонента. Поэтому Слово должно стать понятным и принятым - породить веру, а это и есть действие Святого Духа. Никто из нас по своему желанию не может стать верующим, вера приходит исключительно тогда, когда человек слышит Слово, Евангелие. Дух Святой - это та инстанция, которая ответственна за превращение внешнего Слова во внутреннюю реальность человека - отметил Антон Владимирович.
Преподаватель СПбХУ, пастор церкви в Германии, Ставнийчук Александр Павлович раскрыл тему «Если мы живем Духом, то по духу и должны поступать: пример взаимосвязи между теоретическим (систематическим) и практическим богословием» Он отметил парадоксальность часто задаваемого вопроса о Святом Духе: как практически осуществляется действие Святого Духа. Мы часто воспринимаем что-либо, через привычное, даже буквальное понимание, так например Дух Святой как ветер, мистическую силу и т.д. В Писании Дух Святой - это и ипостась и творческая сила. Многогранность действия Святого Духа проявляется в учении и истории творения. Бог созидает творение силой Святого Духа, но и держит существующее творение этой же силой. Соблюдение заповедей - так же хождение в Духе Святом. Дух Святой, дыхание жизни в человеке - это отпечаток прикосновения Бога к человеку. В человека поэтому заложено желание поиска Бога. Местом соприкосновения человека с Богом является молитва, не чувственное переживание молитвы, а проникновение в Божьи откровения.
Продолжила конференцию Фомичева Софья Владимировна (СПбГУ) с докладом «Представление о Святом Духе в творчестве Ефрема Сирина (на материале гомилии «Об Ионе»)». Софья Владимировна отметила, что в богословии Ефрема Сирина можно наблюдать акцент на постоянном призвании Духа Святого в совершении таинств и евхаристии. Так же можно наблюдать влияние иудаики, либо параллельном развитии темы Святого Духа в богословии Ефима Сирина.
Заведующая кафедры Истории СПбХУ Никольская Т.К. подготовила доклад «Духовные проявления в пятидесятнических собраниях: разнообразие интерпретаций». В своем докладе Татьяна Кирилловна отметила, что в периоды кризиса протестантизма усиливалась жажда по духовному переживанию. Так, первоначально, в начале XX века в России харизматическое движение было встречено неоднозначно. Молитва за исцеление признавалась всеми конфессиями. Особенно неоднозначно был встречен феномен «глоссолалия», в православии, например, он воспринимался, как юродство. Часто движение харизматов признавалось недуховным, и даже бесовским, в указанный период чаще всего описывались «негативные проявления». Татьяна Кирилловна заметила, что при детальном рассмотрении отсутствует серьезная аргументация критического взгляда, многие заявления голословны, например, обвинения в бесовском проявлении. В последнее десятилетие отношение к харизматическому движению и внутри него самого серьезно меняется, но необходимо продолжение изучения и анализа, особенно самими представителями харизматов, заключила Татьяна Кирилловна.
Даниил Сергеевич Самойленков, преподаватель СПбХУ раскрыл тему «Роль Святого Духа в ветхозаветном харизматическом лидерстве: история Саула и Давида». Харизматическое лидерство всегда привлекало израильский народ, начал свой доклад Даниил Самойленков. Он отметил, что перевод одного из использовавшихся в Ветхом Завете слов обозначающих Дух Святой или Дух Божий - усиление. То есть Дух Божий усиливал действия людей, происходила прямая теократия, управление израильским народом Духом Божьим. Функции Духа Божия в Ветхом Завете посредством своего духа Бог воздействовал на людей даруя им различные ресурсы и силы для исполнения воли Божьей, в первую очередь мистическим образом усиливая людей. История Саула и Давида учит простой и важной истине - помазание само по себе не гарантирует долгосрочную перспективу сужения Богу, помазание требует послушания человека и внутреннего смирения, заключил Даниил Самойленков.
Продолжил тему Духа Святого проректор СПбХУ Макаренко И.И. озвучив как она была освещена в работах И.В. Каргеля. Каргель разработал один из основных трудов вероучение евангельских христиан баптистов, который включал следующие постулаты:
1. Полная испорченность человека
2. Безусловная благодать для всех
3. Искупительная жертва Иисуса Христа
4. Благодать даруемая через Духа Святого
В системе экзегезы Каргеля Дух Святой играл очень важную роль. Он считал, что без Духа Святого невозможно толковать Писание. Отдельным образом следует отметить его труд о Духе Святом. Где он часто проводит диалог с читателем: а ты принял Духа Святого? По Каргелю - начало духовной жизни у верующих - это одномоментное событие. Каргель очень скептически относился к духовному состоянию современников и задавал вопрос: «Что нужно делать, чтобы угождать Богу?» Каргель был убежден, что работа Святого Духа дает озарение, освящение ума исследователя и усвоение прочитанного в Писании. Он не отрицал различные проявления Духа Святого, но считал важным проверять все Писанием.
Руководитель программы Бакалавр Душепопечения и Христианской Психологии Власихина Н.В. рассмотрела тему Духа Святого в аспекте «Актуализации плодов Духа Святого в жизни человека, как одна из задач христианского душепопечения». Наталья Вячеславовна задалась вопросом: «Что такое любовь, как плод духа?» Когда мы говорим о ней, мы чаще исходим из эмоционального восприятия, чем из когнитивного понимания. Эмоции многогранны и к понятию любви это эмоциональное разнообразие так же подходит. Поэтому надо понимать, что любовь - это не сиюминутная эмоция, а глобальное состояние общего благополучия. Находясь в таком состоянии, при этом, человек сиюминутно может испытывать и гнев и разочарование и т.д. Так же в процессе возрастания плода Духа Святого - любви, могут встречаться различные препятствия, вследствие которых ощущать и переживать состояние любви человек не может. В таком случае важна грамотная работа душепопечителя. Возникающий вследствие неправильного воспитания или различных душевных травм в течении жизни человека, дискомфорт может быть устранен в церкви, посредством демонстрации честного искреннего отношения к человеку - сделала главный вывод Власихина Н.В.
Алексей Борисович Сомов, ведущий сотрудник отдела переводов Института перевода Библии Свято Филаретовского православного христианского института подготовил доклад на тему «И Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь" (Лк 3:22): к вопросу об образе схождения Духа в рассказе о Крещении Иисуса». Символика голубя, связана с парением Духа Божиего из Бытия, отметил в начале своего выступления Алексей Борисович. Чаще всего в религиозном языке мы имеем дело с выражением метафорами, говоря о божественном. Самая известная метафора - Отец и Сын. В некоторых аспектах метафоры Духа Святого и голубя можно найти и в Песне Песней. Но в истории всемирного потопа, голубь - это вестник, не сходящий с неба, а взятый Ноем в ковчег. А.Б. Сомов показал различные интерпретации метафоры Духа Святого в канонических и неканонических текстах как раннехристианских, так и иудейских. Так например, одна из трактовок - что Дух Святой «как голубь сходил», то есть не в виде птицы. В данном аспекте, использование евангелистами подобных метафор, как и описание пламени во время пятидесятницы, применяется для усиления реальности происходящего духовного проявления.
Новаковец В. П., преподаватель Одесской богословской семинарии рассказал об «Учении о Духе Святом в вероисповеданиях евангельских христиан и баптистов». В его докладе была показана история опубликования вероисповеданий евангельских христиан и баптистов с начала появления движения в Российской Империи. Была дана характеристика в разрезе развития и принадлежности традиции. Выводы сделанные докладчиком в разделе преемственность: важно сохранять тенденции, учитывать отличия, развивать перспективы и ставить вопросы для осмысления развития вероучения: - Вероучение в рамках одной традиции или с учетом существующих, - Новые вероучения - новые содержательно или толковательно-накопительные, - Новые вероучения будут отражать действие Духа Святого, - Новые вероучения будут допускать действие Духа Святого вне Церкви.
Преподаватель СПбХУ Вильям Лионелл О'Берн рассказал о «Роли Духа Святого в Духовном формировании». Духовное формирование развивается в двух направлениях Воздействие Духа Святого и Характеристики человеческого Духа. Воздействие духа: - рождение в духе, дух святой приходит с момента покаяния.
Завершил первый день конференции Казерский В. К. (Финляндия) автор и режиссер-оператор документального сериала «Плотник, сын плотника». В актовом зале СПбХУ был включая показ одной из серий фильма, повествующих о действии Духа Святого в жизни отдельных людей, одним из основных персонажей фильма был Иван Петрович Федотов.
Второй день конференции так же открыл гость из Германии Фолькер Рабенс с новой темой «Sanctification and the Spirit in 1 Thessalonians». Вторым докладчиком стал Степанов В. А. (христианское общество «Библия для всех») с темой «Дух Святой в событиях Санкт-Петербургского съезда евангельских верующих 1884 года». Продолжил тему Духа Святого Бегичев П. А. (Московская семинария ЕХБ) в докладе «Актуальность духовных даров в настоящее время».
Валерий Александрович Аликин рассказал о «Святом Духе в произведениях Мужей апостольских». Заведующий кафедрой библеистики СПбХУ рассказал, что основной рост христианства следует отметить во втором веке и наибольший рост общин приходится на период начала колеблется от 70 до 90 упоминаний. В трудах мужей апостольских Дух Святой так же Дух Благодати, просто Дух, указывается, что это личность. Работа Его заключается в освящении при чтении Писания. При описании деятельности апостолов, так же говорится об их наполнении Духом Святым. Апостолы испытывали Духом служителей, которых они ставили. Они приравнивали Духа, Сына и Отца.
Ректор Теологического Института Лютеранской Церкви «Ингрии» Прилуцкий А. М. рассказал о «Пневматологических аспектах учения и практик хлыстовских сект». Феномен хлыстовства, по мнению докладчика, лежит именно в русской жизни, имеется неоднозначная связь со старообрядчеством в аспекте мирской аскезы, практически снимается грань между мирской и монашеской аскезой. Как правило духовные диссиденты категорически противопоставляют себя господствующей церкви. Хлыстовцы такого не делали, но внутренне были уверены, что они более духовны. Их практика была сильно мистифицировна, а духовные проявления - экзальтированны. В их практиках были сохранены традиционные крестьянские культы, поэтому феномен хлыстовства истинно народный, хотя к нему примыкали и другие сословия. Хлысты не тяготели к теологическому изысканию, не составляли вероучений. Они учили, что существует небо и земля, мир духовный и материальный противопоставленные друг другу, но это не влияние гностицизма, а скорее исконно славянское представление. Небес всего семь, на седьмом существует Троица, которую хлыстовцы не исследовали глубоко. Святой Дух воплощался, по их мнению, в отдельных людях и передавались окружающим. Чаще всего обращались в хлыстовство из крестьянства.
Морозов А. Г., Калужский институт туристского бизнеса представил доклад «Духовные лидеры в бездуховное время» рассказав о нравственных, моральных и в чем-то духовных лидерах советского Руководитель ВШЛ СПбХУ Негров А. И. представил доклад «Дух Святой в 1 Коринфянам: пневматологический аспект в разрешении проблем христианской общины» Александр Иванович рассказал какую роль согласно первого послания Коринфянам выполняет Святой Дух по отношению к тем проблемам, которые есть в церкви. Разобщение среди христиан в одной церкви невозможно, если в них есть один дух, прихожане - один храм, единство тела.
Следующий доклад руководителя кафедры практического богословия СПбХУ Самойленкова С.Н. раскрыл описание «Роли Святого Духа в Церкви в понимании А.В. Карева». Карев считал, что исполнение Духом Святым - это исполнение Христом. Сам Александр Васильевич был неординарной, энергичной личностью. По его мнению, если дело прославления Христа в руках Завершающие доклады конференции представили преподаватели СПбХУ Джон Куди - «Луки 4:18-19 как основание для общественной теологии и лидерства», Суховский А. В - «Эпистемологический статус понятия «воля Божья» в христианской духовной практике» и член Союза художников России Губарева О. В. с докладом «Дух Святой в православной иконографии».
По результатам конференции будет издан сборник материалов.