Спектакль «Главное не думать»
Обзор события Проект молодёжного движения Remnant «Главное не думать» от 11.05.2011.Организатор Танцевальная студия J.C.G.P
11 мая в Доме Молодежи Василеостровского района жители и гости Санкт-Петербурга могли увидеть постановку по мотивам пьесы Василия Сигарева «Семья Вурдалака», так звучит название в оригинале. А ребята из молодежного движения «Remnant» при участии актеров драматических театров и танцевального проекта «JCGP», а также при поддержке администрации города и продюсерского центра ГранИ-ART, сделали свой проект – спектакль «Главное не думать».
Такое двусмысленное интригующее название постановки, без общего контекста, дало пищу для размышления нашему корреспонденту, когда он ехал на свое спецзадание. «О чем не думать? О чем можно не думать, чтобы было хорошо и внутри и вокруг. Или это очередной трагифарс – напиться и забыться и не о чем не думать, и быть в коконе по отношению к окружающему миру?». И на самом деле это ход создателей спектакля: сделать такое название, которое будет привлекать зрителя, приводя его к главной мысли, задуматься.
Сюжетная канва пьесы следующая: обычная семья – главный герой наркоман со стажем, который уже проходил лечение, но безуспешно, его жена об этом не знает и доверчиво живет в иллюзорном мире, в котором «все у нас хорошо». И эта стальная броня уверенности не хочет разбиваться, даже тогда, когда в их квартиру врывается «кредитор» со своими подручными, которому наш герой задолжал круглую сумму. После слезной мольбы со стороны женщины злобный вымогатель как будто смягчается и позволяет отдать долг еще через месяц, но не выдерживает в последний момент и в залог забирает сестру героя, которая совершенно не вовремя зашла в гости к своему брату.
В итоге герой остается ни с чем, но с очередной дозой «счастья», которое догнало его на последние деньги семьи. Он идет и у него уже не трясутся руки, глаза не бегают, мысли обрели покой, он предал сестру, потерял ребенка… А жена лежит на полу и не отвечает на его «все у нас будет хорошо». До него постепенно доходит происходящее, но он упорно не хочет в это верить и произносит финальное «нет, это не со мной, главное не думать, главное не думать». На этом можно было бы поставить точку, как в общем и заканчивается оригинальная пьеса. Но христиане привнесли долю оптимизма в спектакль, предлагая зрителю сделать свой выбор в пользу света – отказаться от своей убежденности справиться с этой ситуацией и предоставить вмешаться в нее Иисусу Христу. «Бог, помоги мне!» - такая простая фраза, но она становится спасением для нашего героя.
Действие на сцене оригинально украсили танцевальные номера от коллектива «JCGP», которые пластикой показали душевные переживания героев, их мысли, а также духовные изменения, то есть все, что осталось для зрителя «за кадром».
Спектакль получил неоднозначные оценки – некоторые приглашенные гости задавались вопросом, неужели нет другого выхода как религия, ведь такой финал лишает человека права выбора. Кто-то был убежден, что религия это не выход, а вот живая христианская вера – это путь к восстановлению, особенно в такой сложной проблеме, как химическая, алкогольная и наркотическая зависимость. Другие зрители были кратки в высказывании своих впечатлений – «здорово», «круто», «ну нормально» и т.д. В любом случае спектакль показателен для того, чтобы увидеть и оценить проблему. «Главное не думать» – это позиция среднестатистического жителя, потому что так жить действительно проще. А когда тебе показывают, что проблема есть на самом деле, и какие последствия за ней приходят, тогда ты теряешь свою броню и начинаешь делать свой выбор. Главное, чтобы он был сделан вовремя. В свою очередь рекомендуем адреса реабилитационных центров, если ваш друг или знакомый попал в подобную беду.
Краткое интервью с участником проекта, актером Сергеем Мироновым (в пьесе он сыграл роль Виктора-вымогателя)
— Где вы на данный момент работаете? В афише указано, что в труппе приглашенные актеры драматических театров Питера?
— Я работаю в театре Комедии им. Акимова, также сотрудничаю с театром на Литейном.
— Как давно вы в актерской профессии?
— Если брать в учет училище искусств, в республике Коми (откуда я родом), то 10 лет, а вообще я выпускник Театральной Академии 2010 года.
— Каких героев чаще всего приходилось играть?
— Разных, но таких сволочей... Еще нет!
— Насколько далек или близок персонаж, которого вы играли в "Главное не думать"?
— Очень далек, в том плане что таких, я считаю, надо изолировать от общества, а близок в том плане, что когда я работал в такси (преимущественно ночью), то много всякого повидал... И барыг, и наркоманов и т.д. и т.п.
— Откуда черпали источник вдохновения, когда вживались в роль?
— В самом тексте, пьеса порадовала меня наличием живой речи, диалогов, что к сожалению, в современной драматургии не часто встретишь.
— Актуальны ли темы, которые поднимаются в спектакле в наши дни и с чем должны уходить зрители после него?
— Если говорить об актуальности - то посмотрим на статистику. По оценкам экспертов, реальное соотношение выявленных и скрытых наркоманов составляет 1:10, то есть их около 3-3,5 млн. Если хоть один уходящий после спектакля зритель сделает правильный выбор, то все не зря...
Фотографии с мероприятия: