Обзоры

Семинар «Религия и право»

Обзор события Семинар «Религия и право» от 23.11.2012.
Организатор Издательство «Древо жизни»

Со ссылкой на пресс-службу издательства «Древо жизни» совместно с корреспондентом «Христианской афиши».

23 декабря состоялся VII ежегодный семинар «Религия и право». Его организаторами и ведущими были Константин Ерофеев – адвокат, Адвокатская Палата Санкт-Петербурга; независимый эксперт, аккредитованный при Министерстве юстиции РФ для проведения независимой антикоррупционной экспертизы и Дмитрий Сучков – консультант по управлению консалтинговой компании «Бауф и Сучков», генеральный директор издательства «Древо жизни».

Участниками семинара были служители поместных церквей, бухгалтеры и администраторы различных религиозных организаций Санкт-Петербурга, Ленинградской области и даже гости из Москвы.

Первую часть семинара открыл адвокат Константин Ерофеев. На семинаре поднимались следующие вопросы: 

  • Новости законодательства (2012 г.)
  • Как закон об «иностранных агентах» может повлиять на положение религиозных организаций.
  • Как нам поможет новый закон о защите прав верующих?
  • Оказание социальных услуг некоммерческими организациями наравне с госкомпаниями.
  • Краткий обзор нашумевших уголовных дел (Pussy Riot, иск к Мадонне, скандал с выставками современного искусства, как соблюдается запрет пропаганды гомосексуализма и др.)
  • Правовой статус христианских реабилитационных центров (уставные документы, грядущее лицензирование, внутренняя документация)
  • Тенденции в вопросах регистрации и внесения изменений и дополнений в уставы религиозных организаций

Подробную информацию по некоторым вопросам вы можете прочитать в интервь ю ниже.

Во второй части семинара выступающим был Дмитрий Сучков, консультант по управлению и генеральный директор издательства «Древо жизни». Тема его выступления касалась качества и особенностей церковного управления.

В начале была дана общая оценка существующих уровней управления с их особенностями и характеристиками (по возрастанию качества): управление по заданиям, управление по процессу, управление по правилам, управление по целям и управление по ценностям. 

В качестве критерия оценки служителей было предложено такое понятие, как степень достижительной мотивации, т.е. внутренняя устремленность к более высоким результатам через повышение квалификации, совершенствование, саморазвитие.

Одним из важных элементов оценки управления была выделена степень сочетания и взаимодействия основных организационных компонентов церкви. Далее был предложен инструмент определения состояния церкви в области понимания целей церкви и ее сегодняшних проблем – диагностическое интервью. Результатом проведения интервью является, во-первых, выявление реального понимания целей поместной церкви разными служителями и прихожанами. Во-вторых, качественное и развивающее интервью (не просто опрос или тестирование) помогает перейти от формулировки проблем в виде жалоб к практическому пониманию проблемы, ее причинно-следственных связей и влияния на состояние различных сфер служения церкви.

В целевом блоке диагностического развивающего интервью базовые вопросы к служителям и прихожанам могут выглядеть следующим образом: 

  • Каковы основные цели вашей церкви сегодня?
  • Есть ли у руководителей церкви какие-то долгосрочные цели?
  • Как вы думаете, что на этот вопрос ответят другие служители церкви?
  • Чем и почему понимание этих целей другими может отличаться от вашего?
  • В чем состоят цели вашего служения в церкви?
  • В чем выражается результат вашего служения для церкви?

Чтобы ответы на эти вопросы дали действительно ценную и полезную картину, их нужно развивать проблематизирующими вопросами, проясняющими целостную картину состояния. 

Рассматривая особенности разных групп в церкви, были выделены основные четыре группы: основатели, руководители (пастор, совет пресвитеров и пр.), служители и прихожане и собственно служение (под группой «Служение», понимается предназначение церкви в широком понимании, т.е. ориентация на благовестие, проповедь, служение ближним, ученичество и т.д.). Между этими четырьмя группами существуют противоречия. Эти противоречия нужно выяснять и и приводить к согласованию. От этого зависит слаженность церковной работы по достижению общих целей.

Как инструмент поиска целей был предложен «сценарный» метод. В отличие от более привычного для сегодняшнего управления программного мышления (когда цель известна, описана и передается в качестве подцелей и заданий на соответствующие уровни), сценарное мышление строится противоположным способом. Он предназначен для поиска целей при их отсутствии или слишком высокой неопределенности в формулировке. Если программа отвечает на вопрос «что нужно для?», то построение сценария основано на вопросе «что будет, если?».

В завершающем блоке была рассмотрена проблема рассеивания целей церкви (целенедостижения). И предложены четыре способа решения этой проблемы: 

  • Качественная разработка общецерковных целей, формирование образа желаемого будущего. Стадирование движения к нему, разработка функциональных политик.
  • Перевод общецерковных целей на уровень конкретных служений и служителей через определение служебных функций в «продуктном» выражении.
  • Разработка мотивации на исполнение этих функций с оценкой качества исполнения.
  • Формирование церковной культуры, соответствующей общецерковным целям и видению.

С некоторыми материалами, посвященными вопросам и проблематике церковного управления, можно ознакомиться по нижеуказанным ссылкам:

Церковное управление: что в «черном ящике»?

Церковное управление: от «диагнозов» к диагностике

 

Интервью с Константином Ерофеевым 

ХА: Что произошло нового в религиозном законодательстве за последний год?

КЕ: Уходящий год богат на нововведения в законодательстве, затрагивающем права и интересы верующих и церквей. Прежде всего стоит упомянуть о т.н. законе об иностранных агентах. Если говорить точнее, то недавно Госдумак приняла Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

Предлагается внести уточнение в Закон «Об общественных объединениях» (закон пятнадцатилетней давности, в общем-то и вправду несовершенный) о том, какая общественная организация является иностранным агентом: «получающие денежные средства и иное имущество из иностранных источников, и участвующие в политической деятельности». Сразу два вопроса. Первый, что такое политическая деятельность? Ее ведь можно трактовать бесконечно широко. Ведь есть и собственно политика, есть и налоговая политика, и национальная политика, и культурная политика. Разумеется, речь идет, конечно же, о политике согласно законодательству о политических партиях, т.е. участии граждан Российской Федерации в политической жизни общества «посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления». Но в законопроекте никакого определения политической деятельности не дается и ни с какими иными законами о политической деятельности взаимосвязь не устанавливается.

Это дает контролирующим органам непозволительно широкие возможности относить к политической деятельности практически любую общественную деятельность. Ведь и общество любителей кошек может участвовать в пикетах, давать властям разные советы и выступать с различными предложениями по устройству общественной жизни. А если это организации социальные? Они и создаются в целях достижения общественно значимых целей – запрета пыток и ликвидации наркомании, снижения бездомности и борьбы с загрязнением окружающей среды, содействию независимости СМИ и антикоррупционной деятельности. Здесь тоже есть элемент политики в самом широком смысле этого понятия. Ведь политикой занимаются все. Впрочем, можно и не заниматься политикой, но как утверждал французский политик Шарль Форб де Трион де Монталамбер все равно политика занимается вами.

Еще вызывает удивление отсутствие всякой градации поступления денежных средств из-за рубежа. Ведь есть большая разница, выделяет ли денежку пресловутый госдеп на оппозиционный митинг, или если какой-нибудь ковбой пересылает игрушку на детский приют. Но по новому закону и политиканствующая оппозиционная группировка и детский приют могут быть признаны «иностранными агентами». Вот недавно Глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов предположил, что по новому закону к иностранным агентам может быть отнесена даже Русская Православная Церковь. И действительно, что если какой-нибудь богобоязненный серб или грек пошлет пожертвование на Чистый переулок? Прокурор тут как тут: «Вы иностранный агент!» 

Законодателю стоило бы подумать, установить, может быть, какой-то максимальный процент иностранных поступлений в бюджете НКО. Правда, к большому сожалению, наши сограждане жертвуют меньше, чем иностранцы. Сказывается и отсутствие культуры благотворительности в современном обществе (многие еще помнят, что лет двадцать пять назад не было ни нищих, ни безработных), и невысокий уровень жизни наших сограждан в «стране возможностей».

Впрочем, в обсуждение закона включился Президент В.В. Путин, предложивший не распространять нормы закона на религиозные организации, госкорпорации и госкомпании, созданные ими некоммерческие организации, а также государственные и муниципальные учреждения. Также, как отмечает сайт главы государства, предлагается уточнить понятие «политическая деятельность», указав, что к таковой не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.

Еще один крайне обсуждаемый законопроект о защите верующих от оскорблений. В настоящее время в российском парламенте обсуждается проект закона о внесении изменений в Уголовный кодекс и другие законодательные акты в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний.

В пояснительной записке к законопроекту указывается, что последний разработан в развитие положений Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объедениях» для устранения пробелов в правовом регулировании в части, касающейся ответственности лиц, оскорбляющих религиозные убеждения граждан России исповедующих христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России и/или оскверняющих объекты и предметы религиозного почитания (паломничества), места, предназначенные для совершения богослужения, других религиозных обрядов и церемоний религиозных объединений. Нет никакого сомнения, что скандальные акции направлены не только против церкви как общественного института, но и против нравственных и духовных основ общества. 

Широкие народные массы – верующие и неверующие, православные и мусульмане – испытывают глубокое отвращение к кощунникам и осквернителям святынь. В этой связи законодательная инициатива, направленная на защиту чувств и ценностей верующих оправдана.

Между тем в нашей стране есть давняя и не очень хорошая традиция принимать новые законы, не предприняв мало-мальские попытки исполнить законы старые, уже существующие. Напомню, что в УК уже существует ст. 213 («Хулиганство»), ст. 214 УК («Вандализм»), ст. 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»).

Так что говорить о том, что права верующих совсем никак уж не защищены и следует бросить им спасательный круг, не совсем верно. Тут можно напомнить и о административной статье ст. 5.26, предусматривающей ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, а также об административной ответственности за хулиганство.

Поэтому кажется, что предлагаемая в качестве законопроекта статья 243.1. (я цитирую законопроект: «Публичное оскорбление, унижение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний религиозных объединений, исповедующих религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, а равно как публичное оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан, … Осквернение объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест, предназначенных для совершения богослужения, других религиозных обрядов и церемоний религиозных объединений, исповедующих религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, а равно повреждение и/или разрушение таких предметов (мест)») дублирует уже существующие статьи Уголовного Кодекса.

Также вызывает вопрос и указание в законопроекте только «исторических» конфессий. Неужели не будут защищать права тех, кого к таковым не относят чиновники (протестантов, например, которых иные чиновники называют «нетрадиционными» «сектами»). Впрочем, власть и здесь понимает, что выпускать такого «джинна из бутылки» в виде «оскорбленных» религиозных фундаменталистов не стоит. Вероятно поэтому В.В. Путин призвал совсем недавно не торопиться в принятием этого закона, сначала подумать и все взвесить.

ХА: Соблюдаются ли законы в отношении религиозных организаций в настоящее время? Если нет или не в полной мере, какие основные причины вы можете назвать? Приведите конкретные примеры.

КЕ: В нашей стране правовой нигилизм давно, к сожалению, стал общим местом. По отношению к религиозным организациям нарушение их прав и законных интересов не проявляется явно (особенно если говорить о столицах). Главное, что иными чиновниками фактически создаются препятствия церквям в осуществлении их уставной, совершенно законной деятельности. Вот недавно снесли пятидесятническую церковь в Москве. Допускаю, что могли быть нарушении в строительной документации, что-то не так спланировали и подписали. Но к таким ситуациям власти нужно относиться очень взвешенно и внимательно. Если уж власть так заботится об оскорблении чувств верующих, не кажется ли ей, что нет для верующего большего оскорбления и обиды как видеть, что разрушается Храм Божий? Или вот ситуация с ребцентром «Новая Жизнь». Вполне допускаю, что с точки зрения санэпидорганов к ребцентру есть претензии. Там ведь не институт благородных девиц, в центр приходят наркоманы и бомжи, туберкулезники и алкаши. Возможно, окурок бросили куда-то не туда. Но надо смотреть не на мелочи, а на большой результат в виде сотен исцелившихся от наркотиков и водки людей. Я понимаю, это сложно, это уже государственная политика! Но надо всем нам учиться.

Конечно, не правы те, кто считает, что «страна погружается в 37-ой год». Но проблем еще много и нужно учиться бороться за свои права.

ХА: Как соблюдается запрет пропаганды гомосексуализма?

КЕ: В нашем городе такой закон действует. Кое-кого уже оштрафовали. Спору нет, гомосексуализм и тем более его пропаганда среди несовершеннолетних не дело. Но правда и то, что гомосексуализм не лучше воровства и убийств, взяточничества и казнокрадства, нищеты и лицемерия. Что ж мы так рьяно взялись за борьбу с «голубыми», а кому-то на откуп оставили все остальные проблемы?

ХА: Ваша оценка к вердикту по делу о Pussy Riot? 

КЕ: Суд закончился, решение вступило в законную силу. Участницы панк-группы осуждены к реальному лишению свободы. Уже одно это дает мне право не забрасывать их камнями, не глумиться и не злорадствовать. Хотя я и резко отрицательно отношусь к их выходке. Что дали следствие, вся эта шумиха церкви? Известное единение верующих. Протестовать против кощунственных атак на церковь впервые вышли тысячи верующих. Но и определенный раскол внутри клира и паствы. Своеобразные, но далеко не пустые священнослужители (иерей И. Охлобыстин, протодиакон А. Кураев, игумен Е. Жаков – последний на страницах «Советской России» – и многие другие) высказались против неумеренно жесткой, инквизиционной риторики некоторых церковников. Против игнорирования христианского милосердия, поставленного под сомнение. Против неуемного апеллирования к государству, особенно, к его карательным функциям, от которых церковь в светском государстве отстранена.

Я до сих пор уверен, что репрессивными методами с идеологией бороться нельзя. Даже если это безобразная по своей сути идеология «пусек» и тех, кто за ними стоит. Они ничего не поймут и ни в чем не раскаются. Они превратили суд в трибуну, стали «мучениками» в глазах сочувствующих. Своим примером поведут к протесту и бунту озлобленных сторонников. Протесту не только против церкви, но и государства, общества.

На месте государства я бы отправлял всякого рода хулиганов на пятнадцать суток на следующий же день. И все пятнадцать дней крутил бы в программе «Время» «вести с полей» - как метут улицы, как моют пол в больничном туалете. Пока всем не надоело бы. Церкви можно было бы поднатужиться и провести контрартакцию, поставившую бы кощунниц в глупое и смешное положение. Поразить их же оружием – насмешкой и презрением. Впрочем, как я уже говорил, дать задний ход не получится. 

ХА: Что можете сказать по делу Мадонны?

КЕ: Известно, что группа российских активистов подала в Московский районный суд Санкт-Петербурга на гражданку США Мадонну Луизу Веронику Чикконе (более известную как поп-дива Мадонна), которую они обвинили в пропаганде гомосексуализма среди несовершеннолетних, запрещенной принятым в феврале этого года законом Санкт-Петербурга, и пробовали взыскать с певицы астрономическую сумму в 330 млн рублей (что составляет около 10,5 млн долларов США). 

Как опять же утверждают СМИ, Мадонна якобы на концерте топчет православный крест и просит своих поклонников поднять руки с розовыми повязками на запястьях в знак солидарности с геями и лесбиянками. Якобы видеокассета приложена к исковому заявлению. В результате активистами, по всей видимости, активными православными, подан иск о возмещении морального вреда. Ответчиками, помимо Мадонны, указаны ЗАО "Музыкальная индустрия", ЗАО "ПМИ-Медиа", ФГУП "Петербургский спортивно-концертный комплекс". Видимо, эти организации имеют отношение к организации концерта поп-дивы в Петербурге.

Как и ожидалось, «группе товарищей» не удалось взыскать компенсацию морального вреда с организаторов концерта певицы. Не удалось установить вину этих учреждений и организаций, т.е. доказать, что Мадонна заранее им сообщила, что будет кому-то наносить этот самый моральный вред, а организаторы концерта охотно ее в этом поддержали. В результате судебные издержки понесли сами заявители. Впрочем, решение пока не вступило в законную силу. Также остается задуматься, какие репутационные потери в случае удовлетворения иска могла понести наша страна и ее правосудие, вызывающие в суд известнейшую певицу по столь странному и непривычному для нас иску. Впрочем, судиться с Мадонной дело более благодарное, чем бороться с бедностью и коррупцией.

image

Встречи с участием Джоша Макдауэлла

Встречи с участием Джоша Макдауэлла
image

Конференция «Религиозная ситуация на Северо-Западе: проблемы социокультурных идентичностей»

9-10 марта прошла в Санкт-Петербурге.
image

Презентация в канун Нового года справочника «Религии России. Календарь-справочник на 2016 год»

На встречу пришли около 50 человек, те, кому интересны, государственно-конфессиональные взаимоотношения: религиоведы, ученые, журналисты, представители общественных и религиозных организаций, студенты, писатели.
image

Конференция «Построение взаимоотношений»

Серьезные вопросы и неудобные ответы. Такой характер носила конференция «Построение отношений».
image

Всероссийская научно-практическая конференция посвященная 70-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Всероссийская научно-практическая конференция посвященная 70-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.
image

Христианское образование в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Христианское образование в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
image

Пресс-конференция в Институте региональной прессы по вопросам религии

Пресс-конференция в Институте региональной прессы по вопросам религии
image

Презентация юбилейной книги «Религии России. Календарь 2015»

Презентация юбилейной книги «Религии России. Календарь 2015»
image

Креативный форум «Молись. Мечтай. Твори»

Креативный форум «Молись. Мечтай. Твори»
image

Женская конференция «Дороже жемчуга»

Женская конференция «Дороже жемчуга»