Семинар «Открытие»
Обзор события Семинар «Открытие» в СПбХУ от соавтора учебника «Основы православия» от 13.10.2011.Организатор Санкт-Петербургский христианский университет
13 октября в здании Санкт-Петербургского христианского университета прошел семинар на тему «Разумное, научно-историческое основание христианской веры». Лекцию подготовил и прочел Олег Владиславович Воскресенский, филолог, магистр богословия, аспирант Института теории и истории педагогики РАО (Москва), соавтор готовящегося к изданию школьного учебника по «Основам православной культуры».
Каждому участнику семинара ведущий подарил диск с презентацией, первый слайд которой начинается с описания программы: «Семинар „Открытие“ посвящён теме разумного, научно-исторического основания христианской веры. Его материалы основаны на научном опыте и духовном пути учёных, пришедших к вере в Бога и утвердившихся в ней, исследуя научные факты и исторические свидетельства об Иисусе Христе».
«Открытие» — это открытие веры в Бога. С самого начала автор обращает внимание, что любой человек на земле рано или поздно задумывается о существовании Творца и приводит пример изречений различных поэтов и писателей, философов и ученых. Затем он ставит вопрос о том, что в мире все должно иметь свое предназначение и приводит в пример различные философские направления, которые отрицают бытие Создателя. В итоге мы получаем победу смерти над существом. Но если представить, что мир был сотворен, то мы можем поискать следы этого процесса и обнаружить послание самого Творца людям. Автор обращает внимание слушателей на то, что именно в христианстве без помощи пророков и каких-либо посредников Бог явился в мир как Человек по имени Иисус Христос. И далее приводит в пример научные факты, которые доказывают историческую достоверность о существовании Иисуса Христа 2000 лет назад.
Особенностью программы является то, что автор не заставляет нас безоговорочно поверить в то, что он говорит. Но предоставляет такую информацию и доказательства, которые дают переосмыслить верующему человеку его мировоззрение и помогают грамотно обосновать свои убеждения. А для неверующего семинар станет хорошей возможностью познакомиться с научным обоснованием христианской веры.
После семинара слушатели с интересом задавали вопросы, которые касались как учебного курса «Основы православной культуры», так и опыта проведения подобных семинаров в других городах.
Скачать семинар в формате mp3
Олег Владиславович согласился дать нашему порталу интервью.
— Расскажите поподробнее о миссии «В поисках веры», в чем заключается ее деятельность?
— Миссия существует уже более 30 лет в США, а последние
— Как создавалась программа семинара «Открытие»?
— Программа основана на личном свидетельстве одного человека. Ученого, доктора биологических наук, американца, Дона Байерли. Поначалу он скептически относился к христианской вере, он был воспитан в атеистическом миропонимании. Его жена предложила ему познакомиться с научными предпосылками в пользу христианской веры и он прошел путь, который известен как «путь Клайва Льюиса»: путь знакомства и приобщения к вере через свидетельство исторической науки. Анализ фактов истории и историографии он изложил в книге и в презентации, которую он изначально и составил. Я ее не только перевел, но и значительно переработал. Я ее сделал «нашей», это касается в первую очередь источников, на которые ссылается автор. Чтобы люди, знакомящиеся с этим материалом, могли проверить и могли обратиться к тем исследованиям, которые проводили российские ученые, не считавших веру противоречащей свидетельствам науки. И в течение нескольких лет, поскольку я провожу лекции в светских аудиториях, мне пришлось провести дополнительный труд, привести программу к тем академическим стандартам, которым должен соответствовать учебный курс. Эту программу я «обкатал» на вполне солидных аудиториях: учебных и исследовательских, выслушал множество замечаний и сделал множество изменений, которые, на мой взгляд, делают этот учебный курс солидным и позволяют мне проводить его в различных светских учреждениях.
— Какие слушатели обычно приходят к вам на семинар?
— Разные. Конечно, если это учебное заведение, то это в основном молодежь. Если это курсы повышения квалификации, академии постдипломного образования — то это, наоборот, учителя опытные со своим преподавательским или исследовательским опытом, поэтому возрастной разброс очень велик. Но, так или иначе, это люди заинтересованные в вопросах веры. Мне всегда радостно делиться своим свидетельством с ними.
— Какие вопросы чаще всего задают?
— Из вопросов технического плана меня спрашивают, откуда я взял этот материал, где можно проверить ссылку, где можно прочесть материал в его контексте или знаком ли я с дискуссией по поводу того или иного факта. Ну а вопрос, который я чаще всего слышу после встреч, и который меня больше всего радует: «И что же мне теперь с этим делать?» То есть люди понимают, что это не просто академическое знание, оно вероятней всего приведет к глубочайшим жизненным изменениям, но, чтобы ответить, мне часто недостает времени. Поэтому желающих услышать развернутый ответ на этот вопрос я адресую (стараюсь заблаговременно узнавать о такой возможности) в местные приходы, общины или духовные учебные заведения, в которых слушатель мог бы получить дальнейшее руководство. И конечно даю свой электронный адрес, многие мне пишут, а я стараюсь их как-то консультировать.
— Как вы относитесь к тому, что в российских школах до сих пор преподают теорию Дарвина без права выбора?
— Это, на мой взгляд, серьезный недостаток учебной системы, это сужает выбор и не дает современному мыслящему человеку полного опыта, которое накопило человечество в освоении действительности. Я надеюсь, это будет меняться и усилиями со стороны родителей и инициативой детей и, конечно же, преподавателями. Дело в том, что долгое время существовал стереотип, что если ты человек верующий, то не можешь быть серьезным физиком, биологом или математиком. Поэтому в школьной среде недопустимо такое «мракобесие», как библейская теория о сотворении мира. Это конечно и пережиток нашего атеистического прошлого, поэтому нам нужно учиться быть цивилизованной страной и быть открытым к разным теориям.
— Вы причисляете себя к какой-то конфессии?
— Да, я православный христианин.
— Как пришли к вере?
— Это был длительный путь, я вырос в семье, в которой очень много говорили о культурных и нравственных ценностях. Всегда в разговорах с моими родителями, на чем эти ценности основаны, кроме теории всеобщего согласия, которая не звучала убедительной для меня, я ничего не слышал. Я долго искал, почему и перед кем свой моральный выбор я совершаю. После в более зрелом возрасте, когда я ухаживал за своей будущей женой, как и все влюбленные, следовал за ней везде, а она ходила в православную церковь. И надо отметить, что она приобщила меня к особенной церкви в Москве, богослужение в ней проводилось на русском, а не на церковнославянском языке. Такая атмосфера располагала к вопросам и ответам по поводу того, а что это собственно мы сейчас произносим. Через свидетельство жены и через церковную среду я постепенно пришел к осознанию Божьей воли, присутствию Духа Святого вокруг и во мне, и в каждом шаге, который я совершал в жизни.
— На вашем веку были эволюционисты , которые перешли в ряды креационистов?
— Что их много, я не скажу, но я знаю таких людей. Помню самого себя, так как меня в свое время теория эволюции вполне устраивала.
— У вас есть любимые апологеты?
— Клайв Льюис — один из моих любимых авторов, и, наверное, его можно назвать и апологетом. Мне очень нравятся современные авторы: Ли Стробел (http://en.wikipedia.org/wiki/Lee_Strobel) — журналист, большая часть того, что он пишет — это интервью специалистов. И его способность задавать вопросы жестко, но политкорректно, меня очень радует, я люблю читать его книги.
— Расскажите поподробнее о школьном учебном курсе «Основы православной культуры», к которому вы имеете непосредственное отношение.
— Это курс или новая образовательная область, которая вводится в систему российского школьного образования. Вводится пока в пятом классе, но постепенно будут вводиться и другие программы. Дело в том, что почти 20 лет назад были приняты новые образовательные стандарты, и в них целиком и полностью отсутствовал духовно-нравственный аспект. Идея была такая, что при советской власти мы жили за железным занавесом, нам не хватало информации. И вот эти ворота открыты, теперь главное предоставить нашим учащимся как можно больше знаний, они сделают их свободными, добрыми, честными, любящими. Двадцать лет школьная система следовала этим стандартам, и по многим показателям выпускники российских школ превосходят тех же американцев. Однако школьники не стали ни добрее, ни честнее, коррупция — царствует и воспринимается не как порок, а как явление природы. Как выяснилось, нравственные основы и духовные ценности сами по себе эволюционно до человека не дойдут, а без них он превращается в высокоразвитого, образованного и информированного примата, и живет по законам джунглей. Спустя 20 лет, с принятием новым стандартов образования, в которые вводится этот духовно-нравственный компонент, мы приходим к осознанию того, что все-таки надо жить как люди, для этого надо опыт духовного общения и Божественного откровения, которое накопило человечество, передавать друг другу, и делать это нужно систематически, на хорошем академическом уровне. В рамки курса «Основы религиозных культур и светской этики» входят пять модулей на выбор родителей: христианство, ислам, буддизм, иудаизм и обзорная программа по всем религиям (модуль «светская этика» еще под вопросом). Мое участие заключается в написании некоторых материалов, разработке уроков и пособия для учителей. Первый учебник вышел в прошлом году, по некоторым показателям он не соответствует стандартам педагогической науки, с богословской точки зрения он точно выверен, но педагогам с ним трудно работать. И я надеюсь, что тот учебник, в котором я принимал участие, будет более выдержан и даст возможность учителям эффективно работать по этой программе.
— Как в учебнике представлен вопрос разных христианских деноминаций? Россию можно назвать многоконфессиональной страной.
— Я надеюсь, что те материалы, в разработке которых я принимал участие, были выдержаны в межконфессиональном равновесии, речь в них шла о разных церковных традициях внутри христианства. Понятно, что я работал только над христианским модулем. Мне кажется, что мы не старались отдавать предпочтение той или иной конфессии, а представлять их по возможности честно, хотя, конечно, не вдавались в детали каждой из них. Говорили в основном о том, что объединяет христиан, о ценностях, которые являются общими для христианского мировоззрения. Я надеюсь, что учителя смогут работать с этим материалом, это не жесткая программа, которую нужно просто зачитывать, но к ней можно подойти вполне творчески. Верю, что найдутся люди, призванные от Бога к этому труду, которые воспользуются тем, что правительство позволило открыто говорить на эту тему.
Подробный фотоотчёт о мероприятии