В результате старообрядческого раскола, русские люди пришли к осознанию, что в Бога можно верить иначе, чем учила официальная церковь. Появлялись различные секты. Одной из них была мистическая изуверская секта хлыстов, назван­ная так в народе за их обычай хлестать себя прутьями в приступе экста­за при радениях (своеобразных ритуалах).

Название свое секта получила от того, что их общины, ина­че «корабли», управлялись кормчими — «христами»; «хлыста­ми» их стали называть в народе потому, что при своих «раде­ниях» (своеобразные богослужебные ритуалы у хлыстов сопровождающиеся кружением, прыжками, иногда самоистезанием, которыми они доводили себя до экстаза). некоторые из них в экстазе (исступлении) хлестали себя по телу жгутами или прутьями. Сами себя они называли «людь­ми Божьими». Секта хлыстов представляла грубейшее религи­озное заблуждение людей, не знавших ни Писания, ни силы Божией. Подобные заблуждения были предсказаны Самим Христом (Мф. 24:11; 24:24).

Мистика хлыстов подняла значе­ние народных «пророков», сделав их носителями Самого Божества. Они считали, что через «богоугождение» Дух Божий вселя­ется в «пророка», уничтожает (устраняет) его личность и «про­рок» через «таинственное воскресение» делается по природе новым «подлинным» Христом. С этого времени он якобы без­грешен, всемогущ, может творить чудеса. Хлысты отрицали брачную жизнь между законными мужем и женой, что часто приводило к распущенности нра­вов: при «радениях» хлысты получали от «христов» «духов­ных жен», плотские отношения между которыми уже не счи­тались грехом. Наступающий при радениях экстаз они отно­сили на счет «наития Духа Божьего». Особо экзальтирован­ные получали при этом, как они считали, дары: дар пророчес­тва, дар языков.

Возникновение секты хлыстов относится к середине XVII века. Изуверский характер устройства секты и их религиозных обрядов не мог быть не замеченным. Православное духовенство и власти вели в течение 150 лет непрерывную борьбу с распрос­транителями учения хлыстов — их «христами», «пророками» и «проповедниками»: их предавали истязаниям, ссылали на ка­торгу и по монастырям. Несмотря на преследования, в конце XIX века, когда для процветания мистицизма было самое благо­приятное время, хлыстовщина распространилась в централь­ных губерниях России, в Поволжье до самой Астрахани, в Приуралье, Оренбургской, Екатеринославской, Бессарабской, Став­ропольской, Киевской, Подольской, Полтавской, Харьковской губерниях, в Донской, Терской областях, а также в Закавказье. Еще в ходе Отечественной войны 1812 года мистические наст­роения и хилиазм охватили значительную часть великосветс­кого образованного общества Петербурга и Москвы, не исклю­чая Александра I и даже духовенства. Этому способствовали распространенные тогда «пророческие» толкования 12-й главы Откровения Иоанна немецким писателем Юнгом-Штиллингом о скором втором пришествии Христа и кончине мира.

 

В Петер­бурге, Москве и других городах возникали мистические кружки из дворян и чиновников. 

Так возникла значительная организа­ция времен Александра I Духовный союз Татариновой (по фа­милии основательницы союза).

 

По своей сущности это было своеобразное цивилизованное хлыстовство. От народного хлыс­товства общество Татариновой отличалось в основном тем, что разрешалось вести брачную жизнь. В остальном оно являло собой такое же противоевангельское заблуждение с радениями, экстазами  и   «пророчествами». Духовный  союз Татариновой просуществовал до 1837 года, через 10 лет его основательница подала письменное отречение от своих заблуждений.

 

Доверяясь лишь внутренн­им (исходящим от духа человеческого) «озарениям», не проверяя их Писанием и пренебрегая разумным служением Богу, мистические ук­лоны в религии приводили к тупикам, к замкнутым сектам. От хлыстовства к середине ХVIII века отпочковалась ещё более  изуверское мистическое направление - скопчество с его противоесте­ственным актом оскопления. В царствование Николая I скопцы были объявлены членами особенно вредной секты, принадлежность к которой каралась ссылкой в Сибирь, а оскопление — каторгой. Вследствие изу­верского характера самого акта оскопления скопцы должны были окружать себя глубокой тайной и маскироваться под пра­вославных, исполняя все церковные обряды. Последний скопческий «корабль» был обнаружен в Соловецком монастыре и ликвидирован в 1924 году.