В результате старообрядческого раскола, русские люди пришли к осознанию, что в Бога можно верить иначе, чем учила официальная церковь. Появлялись различные секты. Одной из них была мистическая изуверская секта хлыстов, названная так в народе за их обычай хлестать себя прутьями в приступе экстаза при радениях (своеобразных ритуалах).
Название свое секта получила от того, что их общины, иначе «корабли», управлялись кормчими — «христами»; «хлыстами» их стали называть в народе потому, что при своих «радениях» (своеобразные богослужебные ритуалы у хлыстов сопровождающиеся кружением, прыжками, иногда самоистезанием, которыми они доводили себя до экстаза). некоторые из них в экстазе (исступлении) хлестали себя по телу жгутами или прутьями. Сами себя они называли «людьми Божьими». Секта хлыстов представляла грубейшее религиозное заблуждение людей, не знавших ни Писания, ни силы Божией. Подобные заблуждения были предсказаны Самим Христом (Мф. 24:11; 24:24).
Мистика хлыстов подняла значение народных «пророков», сделав их носителями Самого Божества. Они считали, что через «богоугождение» Дух Божий вселяется в «пророка», уничтожает (устраняет) его личность и «пророк» через «таинственное воскресение» делается по природе новым «подлинным» Христом. С этого времени он якобы безгрешен, всемогущ, может творить чудеса. Хлысты отрицали брачную жизнь между законными мужем и женой, что часто приводило к распущенности нравов: при «радениях» хлысты получали от «христов» «духовных жен», плотские отношения между которыми уже не считались грехом. Наступающий при радениях экстаз они относили на счет «наития Духа Божьего». Особо экзальтированные получали при этом, как они считали, дары: дар пророчества, дар языков.
Возникновение секты хлыстов относится к середине XVII века. Изуверский характер устройства секты и их религиозных обрядов не мог быть не замеченным. Православное духовенство и власти вели в течение 150 лет непрерывную борьбу с распространителями учения хлыстов — их «христами», «пророками» и «проповедниками»: их предавали истязаниям, ссылали на каторгу и по монастырям. Несмотря на преследования, в конце XIX века, когда для процветания мистицизма было самое благоприятное время, хлыстовщина распространилась в центральных губерниях России, в Поволжье до самой Астрахани, в Приуралье, Оренбургской, Екатеринославской, Бессарабской, Ставропольской, Киевской, Подольской, Полтавской, Харьковской губерниях, в Донской, Терской областях, а также в Закавказье. Еще в ходе Отечественной войны 1812 года мистические настроения и хилиазм охватили значительную часть великосветского образованного общества Петербурга и Москвы, не исключая Александра I и даже духовенства. Этому способствовали распространенные тогда «пророческие» толкования 12-й главы Откровения Иоанна немецким писателем Юнгом-Штиллингом о скором втором пришествии Христа и кончине мира.
В Петербурге, Москве и других городах возникали мистические кружки из дворян и чиновников.
Так возникла значительная организация времен Александра I Духовный союз Татариновой (по фамилии основательницы союза).
По своей сущности это было своеобразное цивилизованное хлыстовство. От народного хлыстовства общество Татариновой отличалось в основном тем, что разрешалось вести брачную жизнь. В остальном оно являло собой такое же противоевангельское заблуждение с радениями, экстазами и «пророчествами». Духовный союз Татариновой просуществовал до 1837 года, через 10 лет его основательница подала письменное отречение от своих заблуждений.
Доверяясь лишь внутренним (исходящим от духа человеческого) «озарениям», не проверяя их Писанием и пренебрегая разумным служением Богу, мистические уклоны в религии приводили к тупикам, к замкнутым сектам. От хлыстовства к середине ХVIII века отпочковалась ещё более изуверское мистическое направление - скопчество с его противоестественным актом оскопления. В царствование Николая I скопцы были объявлены членами особенно вредной секты, принадлежность к которой каралась ссылкой в Сибирь, а оскопление — каторгой. Вследствие изуверского характера самого акта оскопления скопцы должны были окружать себя глубокой тайной и маскироваться под православных, исполняя все церковные обряды. Последний скопческий «корабль» был обнаружен в Соловецком монастыре и ликвидирован в 1924 году.